Постинтернатное сопровождение выпускников

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь.

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем:

-это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых;

-это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях;

-способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях;

-множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана, созданная в детском доме Служба сопровождения выпускников. Для эффективной работы Службы разработана и реализована программа социальной адаптации и сопровождения выпускников детского дома «Путевка в жизнь», которая является результатом обобщения опыта отечественных авторов по вопросам социализации детей-сирот, с использованием опыта работы педагогов детского дома.

Программа разработана в соответствии с рекомендациями по разработке и реализации региональной программы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010года, с Федеральными законами РФ «Об образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», опирается на положения Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейного и Гражданского кодексов РФ.

Программа предусматривает медико-психолого-педагогическое сопровождение выпускников, позволяющее наиболее эффективно применять психологические, теоретические, практические знания, умения и навыки, полученные воспитанником во время проживания в детском доме. Такое сопровождение служит переходной формой из мира детского дома во внешний мир, помогает найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни, создает среду общения, положительные ценностные представления, обеспечивает успешность и запас положительного опыта, помогает преодолеть тягу к негативному образу жизни.

Главная идея Программы состоит в том, что преодоление трудностей и проблем, стоящих перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности, осуществляется при постоянной разумной поддержке педагогов детского дома, но с опорой на самостоятельность и стремление выпускника справиться с жизненными проблемами собственными силами.

Сроки реализации программы: 2013-2016год.

Цель программы: Развитие социально-психологической готовности к самостоятельной жизни и содействие успешной социальной адаптации выпускников детского дома.

Для более эффективного осуществления данной цели программа разделена на две ступени:

I Ступень «Формирование» 

Участники: воспитанники детского дома-учащиеся 8, 9 классов

Задачи:

• Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество

• Формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией;

• Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению возможных результатов при становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

• Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период, через:

а) восстановление их родственных связей:

б) формирование представлений о строительстве собственной семьи.

II Ступень «Сопровождение»

Участники: выпускники, обучающиеся в ВУЗах, СПО и НПО города

Задачи:

• Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детского дома.

• Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.

• Создание института кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.

• Расширение возможностей позитивного взаимодействия внутри кровной семьи выпускника и с окружающими.

• Содействие повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.

• Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *