Дети, оставшиеся без родителей или без родительского попечения, больше других подвержены риску возникновения личностной деформации, которая может проявляться в замкнутости и недоверии к окружающему миру, в ощущении одиночества и отверженности, в недооценке своих возможностей и неприятии себя. Все это ведет к затруднениям адаптации воспитанников в учреждении, а затем, – если названные психологические барьеры в процессе воспитания детей снять не удается, – и к трудностям социализации в обществе. В то же время проблемы детей, лишившихся попечения родителей, в принципе разрешимы в том случае, если создаются необходимые условия социально-психолого-педагогического сопровождения развития детей на всех этапах онтогенеза, включающего в себя комплексное обследование и определение индивидуального направления развития.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения воспитанников нашего детского дома является создание каждому ребенку на всех этапах пребывания в учреждении условий для развития его личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.
На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Процесс вхождения ребенка в коллектив детского дома очень сложен, поэтому деятельность психолога направлена на обеспечение смягчения данного перехода.
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребёнка с учётом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий психолога, педагогов, медицинских работников, всех специалистов, причастных к адаптации ребёнка в детском доме. Именно такой подход является основным в разработанной программе «Адаптация ребёнка к условиям детского дома».
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка в детском доме, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребёнком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.
Основными методами и приёмами работы на этапе адаптации являются: наблюдение, беседа, помощь, объяснение, поддержка, игровые методы и пр.
Роль психолога в данной работе состоит в том, чтобы владея специальными методиками и техниками, помогает ребенку раскрыться: высказать свои мысли, чувства, переживания. Только тогда ребенок осознает себя субъектом построения своей личности и своей судьбы, у него появится внутренняя мотивация собственного развития, способность преодолевать трудности, делать выбор собственного жизненного пути. В такой ситуации ребенок понимает, почему в данном учреждении такие требования и почему их необходимо выполнять. Это снимает многие вопросы нарушения поведения (побеги, агрессивность), проявления конфликтов, трудностей учебы, выбора профессии и т.д.
Индивидуальная беседа педагога-психолога с воспитанницей на этапе адаптации
По окончании адаптационного периода на консилиуме делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребёнка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т.ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т.ч. самовольные уходы).
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения на следующем этапе пребывания детей в детском доме работа педагога-психолога направлена, во-первых, на обеспечение психологического сопровождения детей на каждом возрастном этапе; во-вторых, на разработку профилактических мероприятий по преодолению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей; в-третьих, на содействие гармонизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе детского дома.
Основными видами деятельности являются:
- психологическая диагностическая;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактико-консультативная работа;
- психологическое просвещение.
Психологическая диагностика
В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания и имеет свою специфику. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает.
Педагог-психолог детского дома в психодиагностической работе использует самые разнообразные методики (опосники, тесты, анкеты), а также наблюдение, беседу и пр.
Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, педагог-психолог соответствующим образом сочетает данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.
При проведении диагностики используются как бумажные носители, так и программы компьютерной обработки психологических тестов, составленные научно-производственной фирмой «Амалтея» г. Санкт-Петербург.
В связи с этим форма диагностической работы может быть групповая и индивидуальная.
Групповая диагностическая работа педагога-психолога с детьми с использование бумажных носителей.
Индивидуальная диагностическая работа с использованием программы компьютерной обработки.
Коррекционно-развивающая деятельность педагога – психолога.
Коррекционно-развивающая работа – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.
Выделяют 2 направления развивающей работы с детьми и подростками:
1) собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития и, как правило, ориентирована на всех детей и подростков;
2) психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных воспитанников.
Коррекционно-развивающая деятельность заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанников, сохранение их индивидуальности, развитие творческих способностей, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками.
Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском доме, — это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.
Психологическая коррекционно – развивающая работа, направленная на обеспечение целостного воздействия на личность ребенка, организована педагогом-психологом по следующим программам:
- Подготовка к школе с целью восполнения пробелов в развитии детей с помощью развивающих игр.
Занятие педагога-психолога с детьми шести лет по подготовке к школе.
Тема занятия «Посуда»
- «Восстановление педагогически запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности».
Занятие педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста с использование настольных игр.
- «Развитие произвольности поведения в младшем школьном возрасте».
- «Формирование у детей эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков».
- «Я – пятиклассник». (Оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам в процессе их адаптации к новым условиям обучения в средней школе).
- «Я – подросток». (Создание условий для всестороннего личностного развития воспитанника с учётом возрастных и индивидуальных особенностей). В данной программе по возрастам выделены разделы:
— Мир эмоций.
— Встречи с самим собой.
— Я среди других людей.
Групповое занятие по программе «Я – подросток. Мир эмоций».
Тема занятия: А что они обо мне подумают.
Упражнение: Гримаса.
Под руководством педагога-психолога для воспитанников проводятся релаксационные упражнения в темной сенсорной комнате с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка, создает ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений с воспитанниками.
Индивидуальная работа педагога-психолога с ребёнком с использованием интерактивного сухого бассейна с целью снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации.
Психологическая профилактика
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности педагога- психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Задачи психологической профилактики
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском доме психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение – это приобщение педагогов и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы
1) знакомить воспитателей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить с основами самопознания, самовоспитания.
Формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, занятия с элементами тренинга, выставки, подборка литературы, выступления на педагогических советах и пр.
Занятие с элементами тренинга педагога-психолога с педагогами